Душеполезный сайт
Главная | Выход Вход 
О судьбе
Учение о судьбе посеяно диаволом. Судьбы никакой нет.
О Причастии
Причащающегося реже раза в год Святые Отцы признавали отлученным от Церкви (такой человек отлучает себя сам)
Советы батюшки
Блажени милостивии
Статистика

Не труби перед собою

НЕ ТРУБИ ПРЕД СОБОЮ

Не труби пред собою, заповедал Гос­подь (Мф. 6, 2), и однако ж почти все трубят, или, вернее, почти у всех трубится. Кто-то подходит к сердцу, влагает в него уста свои и трубит, а человек внимает тому и восхищает­ся. Хоть бы остепеняла нас мысль о том, что звук этой трубы, положим, хоть и нашей, но производится-то чуждою нам силою! А это и на ум не приходит; напротив, похвала нам кажется столь справедливою, что и поперечить ей как будто незаконно. Если рассудить как следует, то ока­жется, что тут-то мы и не достойны похвалы, когда трубим пред собою. Уж самое это трубление обличает скудость и недостоинство наше. Ког­да ты услышишь звук этой пагубной вражьей трубы, отстранись несколь­ко от себя и, противопоставив себя себе, начни судить себя нелицемер­но. Кто-то трубит в тебе пред тобою, что то и то хорошо в тебе, или то и то хорошо тобою сделано. Вникни порядком, отчего тебе лезет это в голову и занимает твое внимание? Оттого, подскажу тебе, что видно только и есть в тебе добреца. Если б у тебя было много добрых-то дел, или были только все добрые дела, то каждое дело в отдельности ис­чезало бы в массе их, не давая себя заметить. Как тот, у кого много де­нег, и внимания не обращает, когда приносят ему какие-нибудь десятки и даже сотни рублей, или как тот, у кого много одежд, и минуту не зай­мется вновь сшитою одеждою, пото­му что их у него так много, что новая не представляет никакой особенно­сти, так и богатый добрыми делами не станет останавливаться внимани­ем своим ни на каком частном своем деле. Каждое доброе дело исчезает у него, как капля в море, в богатстве его доброделания. Отсюда выходит, что если кто любуется своим добрым делом, то это потому, что оно, вид­но, только одно и есть. Доброе дело, хоть и несовершенное, всегда при­влекает взор, а если б этих дел было много, то глаза разбежались бы, не зная, на каком остановиться.

Вот ты и возьми себя с этой сторо­ны, когда услышишь трубу в себе, да и растолкуй себе, что из того, что ты прицепился вниманием своим к это­му делу, следует не самовосхваление, а укорение себя в скудости доброде­телей. Верно, во всей сумме дел тво­их не на что взглянуть, только и есть что на единственное это. А если это так, то состояние твое жалости до­стойно. Нет, не одно у тебя должно быть доброе дело, а вся жизнь твоя должна быть непрерывною цепью добрых дел. Не смотри на льсти­вость помысла самовосхваления, а, уразумевая силу его, переходи поскорее к тому убеждению, что верно ты беден добром, угодным Богу, когда услаждаешься тем или другим похвальным поступком. Не к высокому о себе мнению восходи, а нисходи к самоуничижению и к чувствам покаяния. Как только это сделаешь - труба тотчас замолкнет.